Озёры. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

среда, 22 ноября

пасмурно-3 °C

Онлайн трансляция

Группа туристов озёрского турклуба «Вятич» совершила путешествие в Заполярье на просторы крайнего севера

09 сент. 2017 г., 9:45

Просмотры: 239


От земли вятичей до земли саамов


3:00. Раннее утро, точнее ночь по нашим подмосковным меркам. Просыпаюсь в палатке от шума дождя по её крыше. Сумеречно. Распахиваю тамбур своего укрытия – на улице пасмурно и светло. В начале августа в Заполярье солнце ещё не заходит далеко за горизонт. Здесь белые ночи. Это Кольский полуостров. Мы на устье реки Титовка. Впереди Баренцево море. До границы с Норвегией по прямой чуть более 40 километров, до Мурманска - 70. Так далеко на север мы ещё не забирались. Мы – это небольшая группа туристов, состоящая из троих взрослых и двоих детей. Юра, Андрей, Максим, Илья (11 лет), Иван (5 лет).

Изначально, ещё в мае-июне текущего года, мы планировали своё путешествие группой значительно многочисленнее и в ином формате. Намечали сплав на катамаранах по реке Умба с выходом в Белое море. Это тоже на Кольском. Но по разным причинам эта поездка не складывалась. И, чтобы не обделять себя возможностью отправиться на крайний север, мы решили организовать ознакомительный автомобильный тур.
Наши цели были следующими: поиск удобных мест для рыбалки на Баренцевом и Белом морях, на реках в них впадающих, на озёрах; посещение памятных и знаковых мест; определение на маршруте мест ночёвок, кемпингов для будущих путешествий. Преодолев за 10 дней более 4500 километров, можно сказать, что с этой задачей мы вполне справились. Единственное - с рыбалкой не очень повезло.

Озёры-Мурманск
Друзья в Озёрах шутили: «Мурманский (т.е. я, Муромский) уехал в Мурманск!».От Озёр быстро добрались до Москвы. По пути, в Раменском районе, забрали ещё одного члена нашей команды – Андрея. На МКАДЕ потеряли немного - 1,5 часа. Встретились с Юрой.
Отправились мы в автопутешествие на двух автомобилях: «Mitsubishi L-200» и «Nissan X-Trail» по ярославскому направлению, через Вологду, Вытегру, Медвежьегорск, Апатиты, Мурманск.. Оба автомобиля были подготовлены к этой поездке и показали превосходные ходовые качества при движении по трассам и по бездорожью. Ни разу они не закапризничали и нас не подвели. А на других авто, кроме внедорожников на горном перевале, где мы оказались в итоге, и делать нечего.

На дороге к полуострову Рыбачий, куда мы направлялись (северо-западнее Мурманска), от деревни Титовка асфальта нет. Что касается асфальтовых дорог, то по всему маршруту нашего следования было отличное покрытие, разметка, за исключением небольших дистанций, где велось строительство. Вдоль дороги видели лис. Заяц бросился под колёса сначала одной машины, потом другой. Остался жив. Косой как-то умудрился отвернуть в сторону. Где-то, уже не помню где, большая утка-мама с выводком пыталась перейти трассу на другую сторону.
При выезде из Вытегры, надпись, размещённая на большом баннере неподалёку от кладбища, желает «Счастливого пути!».

Не доезжая Медвежьегорска, чуть было не попали в неприятную ситуацию - у «Mitsubishi L-200» загорелась лампочка топливного бака. Последняя заправка была километров 150 назад. До следующей, по словам ремонтников дорог, ещё километров 50. Продать нам топливо они отказались. Каким-то чудом дотянули. Иначе пришлось бы второй машине ехать до ближайшей станции АЗС и обратно. Остановились у озера Кереть. Здесь в 2015 году, прямо неподалёку от дороги у нас был стапель при сплаве на катах до Белого моря по Керети. Тогда была группа около 20 человек. Постояли, повспоминали, послушали песни расположившихся на этом месте туристов. У них ещё всё впереди! У нас тоже! Мы двинулись дальше…

RZTBPNNhaqY.jpg

За полярным кругом начался сильнейший туман. Километров 30 или более ехали в сплошном «молоке». «Наверное – это морская тема» , - выразился Юра, идущий первым. Было крайне тяжело ехать в таких условиях. Благо на дороге нанесена хорошая разметка.
После Мурманска, километров за 35-40 до норвежской границы - первый пограничный пост. Проверка документов и пара дежурных вопросов. Следующий пост был уже за перевалом у Баренцева моря, ближе к полуострову Рыбачий. Пограничники вежливые, в хорошем обмундировании, с оружием. Рядом большие зимние палатки, шлагбаум, несколько единиц боевой техники. В море виден сторожевой корабль.

Пьяный ручей
Первое место нашей туристической стоянки было у сгоревшего моста в километре от Пьяного ручья, почти в самом начале горного перевала. На приливе поймали сельдь сайду, камбалу. Пробовали ловить горбушу. Для её ловли необходимо было приобрести лицензию в специализированном пункте неподалёку. Что мы и сделали – 370 руб. с человека. С горбушей не получилось. И не только у нас. Многие рыбаки жаловались. Говорят, из-за погоды. Она зашла в реку на икромёт. Похолодало. Икру не отметала, стоит на ямах. Другую рыбу не пускает. Некоторым рыбакам удаётся её вытащить, забагрив блесной. Много рыбаков из Мурманска – и мужчины, и женщины сайду и камбалу ловят на приливах.

iMSvFZHN3fo.jpg

В течение двух дней, которые мы были там, с перерывами лил дождь. Температура воздуха не более 10 градусов. Место здесь насиженное. Люди приезжают сюда, ловят здесь же. Другие на лодках уходят на открытую воду в море. Хороших дров почти нет, лишь мелкие скрюченные берёзки в округе.

Перевал перед хребтом Муста-Тунтури
Поехали севернее. На горной дороге часто встречали мотоциклистов, джипы с прицепами, на которых катера и лодки. Все тянутся на Рыбачий. Доминирующие номера из Москвы и Питера. Вдоль дороги стоят несколько памятников погибшим автомобилистам и разбитые ржавые машины. Жутковато.
Окружающая природа очень радует глаз. Кругом озерца, ручьи, водопады. При остановках дети резвились, прыгая с невысоких уступов на мох и ягель. Через устланный природой мягкий ковёр кое-где пробивались редкие северные цветы и ягоды.
Чем выше мы поднимались, тем заметнее становилось прохладнее. У дороги местами лежит снег. Илья и Ваня выскакивали из машины, чтобы к нему прикоснуться. Ну, да, диковинка. Август месяц всё-таки!
Ближе к Баренцеву морю стоят памятники и кресты погибшим в Великую Отечественную войну.

Баренцево море
Спустились с перевала. Перед нами Баренцево море – Северный Ледовитый океан. Подъехали к урезу воды.
- Дети, купаться будете? – не шутя, спрашиваю я. – Сейчас салон нагрею.
- Будем, будем. – весело ответили Илья и Иван.
Вызываю по рации машину друзей, остановившуюся неподалёку.
- Вы как насчёт купания?
- Не, мы мимо…
Открываю дверь машины, и салон быстро наполняется холодным влажным воздухом. Дует северный ветер, с моря долетают брызги. Дверь трудно держать открытой на ветру. Мальчишки прячутся за машину и торопятся раздеться. Вот уже Илья побежал к воде. Пару раз окунулся и обратно с криками в тёплый автомобиль. Ваня так и не смог быстро справиться с одеждой.
- Папа, я замёрз. Не буду купаться.
- Всё равно молодец!
Я его похвалил. И Илью тоже. С Ваней мы потом к воде подошли умыться.
Моя очередь. Вода 5-7 градусов. Очень солёная. Окунулся раз-другой и бегом в машину. На ветру сильно холодно.

Полуострова Средний и Рыбачий
Поехали дальше. Добрались до узкого перешейка этих полуостровов.
Отсюда по прямой 35 километров до самой северной континентальной точки Европейской части России – мыс Немецкий. По проложенной дороге значительно дальше. Здесь много воды. Пару раз заезжали по самый радиатор и выше в огромные лужи или даже в естественные запруды на дороге. Прибыли к населённому пункту из нескольких фанерных домов, среди которых вагончик «Музея обороны полуостровов Средний и Рыбачий». Когда-то на этом месте располагался городок геологов. У музея множество металла со времён ВОВ и огромная кость доисторического кита.

GkTb80zypGc.jpg

Поднялись на хребет. Здесь проходила узкая линия разграничения в Великую Отечественную войну. Всего-то каких-то 30 метров между противоборствующими сторонами. Пещеры, стены из камней, оборонительные щиты. Под ногами осколки и гильзы, колючая проволока.На хребте множество православных крестов и памятных знаков. Под хребтом часовня, кладбище. Мы почтили память погибших воинов.
Вышли на рыбалку. В небольшом озерце отметились пойманной на червя кумжей (разновидность красной рыбы). Вечерело и холодало. Ночевать здесь не стали. Поехали обратно, южнее. Нам ещё долго предстояло трястись по горной дороге…

wsTZuXEXUBA.jpg


Мурманск
Большой портовый город. Основные наши впечатления – от посещения атомного ледокола «Ленин» и памятника воину Алёше. С подножья памятника открывается панорама почти на весь город. Памятник впечатляет. Внизу бухта, порт, корабли. Атомный ледокол «Ленин» стоит на приколе у причала. Перед ними толпятся туристы. Реактор этого исполина заглушен. Корабль сейчас оборудован под музей. Тем, кто побывает в Мурманске, обязательно рекомендую его посетить. Сочетание передовых технологий середины ХХ века и современных музейных средств демонстрации делает этот объект, пожалуй, одной из основных точек притяжения туристов во всём городе. Все участники нашей группы были в восторге от экскурсии по ледоколу.

Es1AKJYppzk.jpg


Умба
Одноимённое название реки и посёлка. Всё-таки мы сюда добрались! Не по воде на катамаранах, как предполагали ранее, а по асфальту на машинах. Умба - большой населённый пункт (по меркам села) на берегу Белого моря у устья реки. Здесь и рыбаки и туристы. Много больших и маленьких магазинов, рынок. Не смотря на то (как нам показалось), что народу не много, владельцы гостиниц и частного жилья не очень сговорчивы. У всех почти одинаковый тариф – 1500 руб. с человека в сутки. Но с жильём нам повезло. Мы нашли небольшую частную базу на берегу Белого моря в сосновом бору. Её хозяин оказался человеком дальновидным. Нам удалось с ним договориться на взаимовыгодных условиях. Мы сняли двухэтажный деревянный коттедж с камином. Баня рядом у моря. Хорошие условия и недорого. В палатках ночевать не стали. Были шансы встретиться с медведями, коих здесь достаточное количество.

yuDoG18CFNQ.jpg

Пошли в баню. Несравненноё ощущение окунуться после парной в холодное Белое море. Морская соль добавляет приятное жжение коже. Крупные капли дождя создают подобие точечного массажа. Наш самый маленький, Иван, распарившись, так и уснул в бане на кушетке. Отдохнули, попарились, утром поймали трески.

Колвица
В обед следующего дня двинулись дальше. Мы уже направлялись на юг. Погода менялась. Проглядывало солнце. Становилось заметно теплее. Друзья мои поторопились до Кандалакши. Я же, по пути заехал в деревню Колвица. Чем-то она меня влекла к себе. Наверное, славянским корнем «кол». Ещё по пути на Умбу я обратил внимание на это место. Не прогадал. Одноимённые деревня и река. Устье Колвицы в Белое море. Красотища необыкновенная. Подъехали прямо к воде.
Пока рыбачили (безрезультатно), начался прилив. Вода подобралась к машине.
- Пойду машину переставлю повыше, а вы здесь пока половите, -обратился я к своим детям.
- Пап, зачем? Мы же всё равно здесь проедем на ней, - ответил Илья.
Я оставил машину на том же месте. Интересно было наблюдать, как прибывала вода. Словно в ванне. Или ещё быстрее. Начинался прилив. Это явление северных морей, которое повторяется дважды в сутки, сопровождается заметным изменением пейзажа устья рек и самого морского побережья. Уровень воды имеет значительные колебания. Глазу открываются скрытые водой части русла и морских берегов. Река словно иссыхает. Через несколько часов снова начинается «половодье». С подъёмом воды в реку из моря заходит рыба.
Дети скинули одежду и захотели искупаться среди такой красоты. Вода оказалась ледяная. Побрызгались. Солнышко ненадолго спряталось за облако и заметно стало прохладнее.
К берегу причалила байдарка. В ней один человек. Пожилой. Путешествует в одиночку. Сказал, что уже не первый год здесь. Красивее места не знает.
Несколько снимков на память. Выезжаем. Через полчаса договорились с друзьями встретиться в Кандалакше.

Кандалакша
Города и посёлки здесь очень похожи друг на друга. Типовые здания, частный сектор – основные архитектурные составляющие практически всех населённых пунктов. В посёлках много деревянных двухэтажек не в лучшем состоянии. Кандалакша – в их числе. Город особо не впечатлил своим видом. Ни чем не примечательные улочки. Танк на центральной площади. Несколько памятников. Красивый порог на реке Нива, где мы пробовали поймать рыбу. Безрезультатно.
Неплохой, как нам показалось, горнолыжный курорт в пригороде. Белки во дворах, скачущие по заборам. А вот подъезд к городу по трассе со стороны Умбы - это что-то!
Красивейшая прямая дорога между горами. Вид на город. Скалы. Внизу море, корабли. Как раз выдалась солнечная погода за все эти дни. Чем-то напомнило Крым. Кстати, чувство сходства окружающей природы с природой черноморского побережья Крыма нас часто посещало. От этого становилось теплее в ненастную погоду. Но мы всё равно не горевали из-за холода и осадков. Были готовы ко всему этому. Свой выбор мы сделали.

Колда
Километров в 80-ти южнее Кандалакши мы остановились на ночёвку и рыбалку недалеко от трассы на реке Колда, скорее на небольшом озере, образованном этой рекой.
Это был наш последний шанс поймать северную рыбу. Колду посоветовал местный рыбак. Поставили лагерь. Забросили удочки. Тишина. Вода прозрачная, как из-под крана. Андрей на берегу. Юра расположился на плоском камне, торчащем из воды как плот. Час-другой – ни поклёвки, только какие-то слабые шевеления поплавка, вселяющие надежду. На спиннинг тоже пусто.
. Я тоже взял блёсна. Нацепил вертушку. С первого же заброса вытянул окуня. Наши надежды на серьёзную рыбу растворились. Илья тоже окуня поймал. Вот и Юра отметился окунем и плотвой. Андрей кого-то зацепил. Всё по мелочи. Пробовали разные снасти – всё одинаково. Закоптили, что поймали здесь и вчера в Белом море. Утром снова в путь.

Итог
По рыбалке мы сделали следующие выводы. Если ехать ловить рыбу, то на пару мест, не более. Неплохо было с сайдой и камбалой у Пьяного ручья. Треска в Белом море у посёлка Умба, даже с берега. Что касается красной рыбы, то подход к ней нужен более детальный, особенный. Как и везде, вмешивается погода. Почти каждый водоём имеет свои особенности по рыболовным снастям, вопреки расхожему мнению, что на севере поймать рыбу можно даже на пустой крючок. Цели во что бы то ни стало поймать красную рыбу, у нас не было. Поэтому мы не сильно расстроились, отметив рыбалку небольшими экземплярами кумжи. Безусловно, для охотников здесь тоже раздолье.
С грибами и ягодами в этом году тоже не густо. Местами их вообще не было, никаких. Всё же, благодаря усилиям Андрея, грибной суп мы сварили.
Асфальтированная дорога через Вологду на Мурманск очень хорошая. Транспорта не много. Расходы на топливо значительные, основные. Заметно выгоднее ехать, раскидывая расходы на топливо на троих на каждую машину. Мы втроём тянули две.
В Мурманске обязательно нужно посещать музей на ледоколе «Ленин».
Дети перенесли дорогу очень хорошо. Они уже тренированные. Иван и Илья торопились скорее в свой родной город Озёры и к маме.

Мы искали для себя новых ощущений от путешествия – мы их нашли! Земля саамов очень притягательна!

-Максим Муромский, 2017 г.