Озёры. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

вторник, 17 июля

дождь+21 °C

Онлайн трансляция

К 80-летию Дворца культуры города Озёры: от кулачных боёв до «Электротеатра»

21 дек. 2017 г., 15:36

Просмотры: 370


80 лет назад в Озёрах родилось учреждение, которое стало душой города! И все мы, жители Озёр, так или иначе, через своих предков или напрямую причастны к этому.

Из архива краеведческого музея им. А.П. Дорониной г.о. Озёры

Конец ХIХ-начало ХХ века

Село Озёры - одно из крупнейших сёл Московской губернии с бурно развивающейся текстильной промышленностью. Заметьте, село, не город. И в год столетия Великой Октябрьской Социалистической революции, стоит отметить, что вождь революции В.И. Ленин упоминал в своём труде «Развитие капитализма в России» (1890 г. том.3, стр. 605-609) село Озёры в числе 10 крупнейших населённых пунктов сельской местности Европейской части России с фабрично-заводской промышленностью.  Наверное, сегодня, уже более, чем через век, объективно оценить значимость этого факта представляется несколько затруднительным. Тем не менее, это время в истории Озёр было временем экономического, социального и культурного роста. Оно легло фундаментом и в будущее развитие нашего города, в различные его отрасли, в том числе и в культуру.

Город Озёры, к сожалению, в силу многих и многих причин  в 2007 году лишился того предприятия, которое помогло стать деревне Озерок селом Озёры, селу Озёры фабрично-заводским посёлком, а посёлку городом Озёры. Предприятие, работающее, как часы, которое кормило, строило и развивало и, ставшее сердцем Озёр, кануло в Лету. С 30-х годов ХIХ века озёрские  мануфактуры Щербаковых и Моргуновых помогли слиться воедино многочисленным источникам разноплановой культуры Московской, Тульской и Рязанской губерний через рабочие руки населения этих регионов. Впоследствии культурный фон нашего городка ещё пополнился разнообразием через трудовые мозоли представителей братских советских республик, приехавших работать на наше градообразующее предприятие. Но речь сегодня пойдёт не о нём… 80 лет назад в Озёрах родилось учреждение, которое стало душой города! И все мы, жители Озёр, так или иначе, через своих предков или напрямую причастны к этому. Сегодня мы поговорим о том, как формировалась культурная жизнь нашего провинциального городка и предшественников его села Озёры и деревни Озерок на протяжении более чем ста лет, с 30-х годов ХIХ века до 1937 года. О том, чем болела, чем наполнялась и чем богата наша русская озёрская душа!

 

***

Действительно, конец ХIХ-начало ХХ века в истории Озёрского края было периодом бурного развития, как по части промышленности, так и в развитии социально значимых учреждений. Открывались училища, школы, библиотеки, больницы. Это было необходимостью того времени, ведь на озёрских фабриках тогда уже работали несколько тысяч человек. И, как ни крути, всю эту рабочую силу и их семьи нужно было обеспечивать хотя бы элементарными объектами соцзначимости.

Тогда значительно изменился и облик села Озёры - на его Центральной улице, ныне улице Ленина, расположились купеческие дома-комоды, торговые лавки, магазины, трактиры и питейные заведения. В 70-х годах ХIХ века на окраине села появилась ещё одна церковь – Всехсвятская (кладбищенская). Введенский храм (ныне Троицкий) тоже был перестроен в 1878 году. Многие промышленные здания мануфактур были также выстроены в это же время. Они сохранились по сей день на территории бывшей фабрики. Как в круговороте такого бурного развития одного из крупнейших сельских центров Европейской части России можно было обойтись без культуры?

Конечно же, владельцы озёрских фабрик и власть имущие задумывались над этим вопросом. Фабриканты были людьми образованными и понимали, что нужно народу, кроме возможности иметь рабочее место. А власти, держащей руку на пульсе, известно, что народ требует хлеба и зрелищ. Поэтому, селу Озёры было просто необходимо развиваться всесторонне.

Традиционный набор культурных мероприятий для населения Озёр того времени был, скорее, не богатым, чем разнообразным: ритуалы свадеб, рождественские гадания, кулачные бои, проведение новогодних и церковных праздников - вот, пожалуй, и всё. Народ побогаче, зажиточные крестьяне, к примеру, или же чиновники, могли позволить себе пригласить на свой праздник цыган - артистов всех времён и народов. Известно, что одним из мест стоянок их табора была огромная поляна под Большим бугром между деревнями Дулебино и Облезьево. Отсюда цыгане могли «гастролировать» к местным купцам и помещикам. Танцы, песни, яркие костюмы, а, может, и дрессированные медведи – всё это традиционно составляло их репертуар. Есть свидетельства дулебинских старожилов, что цыгане здесь селились вплоть до 50-х годов ХХ века.

А вот «культурным» времяпрепровождением фабричного люда зачастую было лишь посещение кабаков, которых в Озёрах и округе было предостаточно, начиная уже с середины ХIХ века, или даже ранее, когда здесь появились первые мануфактуры. В таких крупных сёлах, как Сосновка, Комарёво, Горы, Клишино они существовали в обязательном порядке и ранее. Об этом нам могут рассказать опубликованные документы (М.М. Муромский, «На границе трёх губерний. Рязанской, Тульской и Московской. Год 1812», стр. 16). В одном из таких документов зафиксированы случаи погромов и мародёрства «культурными» посетителями этих «культурных» заведений.

Изучая произведения писателя Дмитрия Васильевича Григоровича, создавшего в то время на озёрской земле рассказы и повести из простонародного быта, мы находим подробное описание празднования Святок, Рождества, Благовещения, Пасхи. Рассказы «Прохожий», «Светлое Христово Воскресенье», «Город и деревня» и другие наполнены мельчайшими деталями и яркой событийностью культурной жизни крестьян Приокского края. Местные легенды и предания, вплетённые в рутину простолюдина стали своеобразным отражением его культурной жизни. Всё это мы можем встретить, читая Григоровича.

В романе «Рыбаки» (1853 г.), богатым этнографическим материалом, мы сталкиваемся с описанием заметного изменения патриархального уклада жизни крестьянства в связи с появлением мануфактур и фабрик в нашей местности, а вместе с тем, как следствие, и с изменением культуры. Не исключено, что подобную проекцию экономического и культурного развития можно распространить и на другие города и сёла России, где можно встретить подобные предприятия. К церковным праздникам, составляющим основу культурной жизни крестьян, их традиций, связанных также с природными циклами стали добавляться веяния жизни городской с «длинным» рублём. С политической точки зрения мы можем также наблюдать в этот период ещё и зарождение местного пролетариата. Новые торгово-экономические взаимоотношения позволяли населению иным образом планировать и своё свободное время, если таковое оставалось. Всё больше народа скапливалось на ярмарках, где в почёте была не только торговля, но и развлечения.

 Одна из известных ярмарок (на территории современного городского округа Озёры)  была в селе Фроловское у мельницы. Проводилась она в престольный праздник на Фролов день 31 (18) августа. Святые Флор и Лавр – покровители лошадей. В этот день лошадей не использовали для работы, а купали и кормили "в полную сыть". Куда же крестьянину без лошади? Для народных гуляний по случаю окончания летних полевых работ здесь устанавливались качели и карусели. Дата Фролова дня в данном контексте отмечена как по новому, так и по старому стилю не случайно. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что традиция эта сохранялась и в советский период в жизни уже местных колхозников. Церковь Флора и Лавра во Фроловском была разрушена в конце 20-х годов ХХ века, а традиция, тем не менее, не смотря ни на что, просуществовала всё советское время и кое-где в наших краях проявляет себя и поныне.

 Вторая, пожалуй, более крупная ярмарка, издавна была на Люблине. Это между д. Редькино и д. Смедово. Отсюда начинался Люблинский тракт на Коломну и на Москву. Тракт проходил через Озёры, в связи с чем есть предположение, что впоследствии эта ярмарка переместилась уже к нам и  «устраивалась она ежегодно «на Сырной неделе в Среду» (М.А. Лихоконь, «Троицкая церковь. Времена и судьбы. 1851-2001», стр. 26). То есть, в самый разгар масленичных гуляний.

Наличие крупных ярмарок открытие торговых лавок, магазинов, трактиров и питейных заведений – всё это один из признаков экономического развития. С их появлением мы можем наблюдать не только культуру поведения населения различных сословий, но и бескультурье. У Д.В. Григоровича в романе «Рыбаки» мы находим отражение этих явлений в лице его персонажей: простолюдинов, кулаков, торговцев, купцов. Это ярко показано в главе «Комарёво» в один из ярмарочных дней. Здесь мы узнаём о местном кабаке «Расставанье». Были ли он на самом деле в нашей округе с подобным названиям уже не так важно. Автору, скорее всего за натурой и персоналиями для описания сюжета далеко ходить не приходилось. Григоровичем искусно описан местный целовальник этого «культурного» заведения Герасим.  Флегматичный ростовщик «давал денег кому угодно, лишь бы приносили задаток, ценность которого должна была всегда втрое превышать ссуженную сумму». Другой же герой романа, рыбак Глеб Савинов, «человек деловой, хозяйственный, трудолюбивый, никогда не имел дела с Герасимом; отношения их ограничивались шапочным знакомством. Рыбак нимало не сомневался, что целовальник - мошенник первой руки, но смотрел на него равнодушно». Во всём романе на противопоставлении персонажей, мы наблюдаем и противопоставление культур, патриархальной крестьянской и новой, фабричной.     «Поравнявшись с «Расставаньем», старый рыбак остановился… Подле него, возле ступенек крыльца и на самых ступеньках, располагалось несколько пьяных мужиков, которые сидели вкривь и вкось… Они горланили что было моченьки, во сколько хватало духу какую-то раздирательную, неокладную песню…».   

 Горланить песни и устраивать кулачные бои было в традиционной «культурной» программе озёрских мужиков вплоть до начала ХХ века. Отголоски этих развлечений мы встречаем и гораздо позднее, вплоть до сегодняшних дней. Известно, что сеньковские крестьяне и будущие комарёвские пролетарии бились на льду Оки; рабочие фабрик Щербакова с рабочими фабрики Моргунова сходились «стенка на стенку» уже на Центральной улице села Озёры; пацаны Литерных домов «уважали» жилкоповских на Луговой; рогопольские махались с высокопольскими на «Катюхе»; «текстили» шли на «микрайон» и так далее. «Культурная» народная  традиция неукоснительно соблюдалась долгие годы.

В том же художественном произведении Григоровича есть подробное описания одного из таких развлечений, где один из соперников мог пустить другому из носа «клюквенный квас» или «угодить под хряшки в бока», кому-то угодить под "сусалы" либо под "микитки".

 Помимо художественного описания кулачных боёв в нашей округе,  мы имеем и официальный документальный источник о подобных сходках фабричных на Центральной улице села Озёры в 1907 году: «В селе Озёры ежегодно с наступлением Великого Поста во все праздничные дни устраиваются кулачные бои, на которых сходятся до 1000 и более человек рабочих, и после каждого такого боя в больницу ложатся по несколько человек. В минувшем 1907 году был устроен один из означенных боёв на Большой улице против церкви...». (Этот документ читатель может найти в книге А.П. Дорониной «Страницы истории Озёрского края», стр. 132)

Сходка в 1000 человек – довольно внушительная цифра, плюс ещё зрители и зеваки. Чем не развлечение?

В то же время в Озёрах при Введенской церкви (ныне Троицкой) уже существовал довольно большой церковный хор, который содержал фабрикант Щербаков. Михаил Фёдорович, имевший музыкальное образование и образование регента церковных хоров, вошёл в историю нашего города непременно как человек высокой культуры, как мудрый политик и меценат. Судя по сохранившейся фотографии, в его церковном хоре занимались не только взрослые, но и дети.

Новое время требовало для культурной жизни всё новые и новые решения и изобретения, в том числе и технические. Заметный прорыв в культурной жизни населения Озёр, на мой взгляд,  можно отнести к следующему событию. Снова читаем документы: «В 1903 году в газете «Коломенское уездное собрание» было отмечено, что с 28 января 1901 года в Коломенском уезде введены чтения для рабочих с туманными картинками и волшебным фонарём, в том числе и в селе Озёры» (А.П. Доронина, «Страницы истории Озёрского края», стр. 131)

«Волшебный фонарь и туманные картинки» – это предшественник диапроектора, хорошо известного поколению, рождённому во второй половине ХХ века. Действительно, в «докомпьютерную эру» появление такого проекционного прибора, показ ярких и красочных световых картин на стене затемненной комнаты был сродни некоему таинству, волшебству. Из документальных источников мы можем узнать, что «В 1903 году в Бояркинской, Горской волостях было прочитано 50 лекций, которые посетило 7,5 тысяч человек, в том числе в селе Озёры - 2,5 тысячи человек».  А для детей просмотр «туманных картинок» становился настоящим праздником. Сами знаем, что детей трудно оттянуть от красивых картинок, тем более от мультиков. Хроники того времени свидетельствуют, что это был не только культурный прорыв в жизни населения, но и прорыв образовательный.

Тогда же в Коммерческом училище и Министерской школе озёрских фабрикантов открылись первые библиотеки. В 1917 году для жителей Озёр открылась публичная библиотека, но рабочие пользовались ею мало, так как грамотность среди населения была низкой. В этом же году газета «Русская правда» сообщает, что в селах Горы и Озёры «...имеются общества, где стремятся завести порядок, товарищескую, нравственную дисциплину. Заведены буфет, чайная, библиотека и читальня, устроены залы для спектаклей с эстрадой и скамьями, где происходят также общие собрания, митинги организаций».

 А вот первые, можно сказать, учреждения культуры в  селе Озёры появились на рубеже веков ХIХ-го и ХХ-го. Один из них - деревянный одноэтажный театр частника Грачёва, находившийся на территории современного Летнего сада ДК, примыкая к улице Ленина. Другой – клуб для знатных людей И.Ф. Доронина на Вокзальной улице (ныне улица Калинина, д. 6), тогда он ещё назывался «безумным домом» или «домом безумного». Театр Грачёва на заре советской власти был передан объединённому ФЗК (Фабрично-заводского комитета) Озёрского треста «Пестроткань» Союза Текстильщиков с названием «Электротеатр». Его первым директором стал Астафьев Иван Ефимович. Тогда же в Озёрской школе ФЗУ (Фабрично-заводского училища) и «Электротеатре» была организована самодеятельность популярного в то время во всей стране движения «Синяя блуза», прародителя нынешнего КВН.

Мы синеблузники, мы профсоюзники

Нам всё известно обо всём,

Как факел огненный несём.

Мы синеблузники, мы профсоюзники,

Мы не баяны-соловьи –

Мы только гайки в великой спайке

Одной трудящейся семьи…

 Не исключено, что озёрская агитбригада синеблузников добилась определённых успехов в масштабе всей страны. Эта тема достойна отдельного изучения. В фондах нашего музея имеются несколько фотографий тех самодеятельных коллективов.

 

В 1929 году в Летнем саду построили сцену и места для сидения, где осуществлялся просмотр пьес, работала труппа Ильнарова, выступал хор под  руководством Юхова.

Максим Муромский

В тексте использованы материалы из книги А.П. Дорониной, «Страницы истории Озёрского края»

культура1.jpg

Из архива краеведческого музея им. А.П. Дорониной г.о. Озёры

Театр союза текстильщиков или Электротеатр, он же театр частника Грачёва, существовал до 1 дек. 1929 г., сгорел..jpg

Из архива краеведческого музея им. А.П. Дорониной г.о. Озёры

 

vshature