Яндекс.Погода

суббота, 4 июля

ясно+19 °C

Сейчас в эфире

РАДИО 1 - ПЕРВОЕ ПОДМОСКОВНОЕ РАДИО

Любезное моё Отечество. По улочкам озёрским...

28 июня 2020 г., 7:44

Просмотры: 1211


Ирина Павлова

Продолжаем публикации в рубрике «Любезное моё Отечество» к 95-летию города Озёры. 

Статья «По улицам озёрским» подготовлена по материалам Анны Павловны Дорониной и Светланы Петровны Шибановой.

В нашем городе три площади, более ста улиц, переулков, проездов и тупиков. Город рос из деревни, сельца, села, посёлка городского типа. 

В селе Озёры были улицы Главная (Большая), Коломенская, Вокзальная, Почтовая, Горская и Базарная площадь. Остальные застройки именовались слободами по фамилиям проживающих в них жителей (например, Симакова, Ершова, Силкина слободы и другие). 

В селе Озёры быстро развивалась торговля, были пекарни, колбасные, ремесленные мастерские. На Главной (Большой) улице строились двухэтажные дома — каменный низ (для лавок и трактиров), деревянный верх (для жилья). 

К 1917 году село широко расстроилось по обе стороны Главной улицы, которая с запада кончалась двумя кладбищами и маленькой церковью, больницей Ф. Щербакова (бывшая стоматологическая поликлиника), казармой «Хива» и зданием отделочной фабрики. 

В 1924 году исполком Озёрского Совета рабочих и крестьянских депутатов вынес решение о переименовании улиц, площадей и переулков. Площадь Базарная стала Коммунистической, Большая (Главная) улица — улицей Ленина. Получили своё название улицы Герцена (бывшая Махоткина слобода), Фрунзе (Симанова слобода), Калинина (ул. Вокзальная), Свердлова (Долматова слобода), Володарского (ул. Почтовая) и др. 

Окраины стали застраиваться после переименования посёлка городскоro типа в город.  

Строился жилкооп. Заселялось Высокое поле (название соответствует характеру возвышенной, холмистой местности, это отражается и в названии улиц — Овражная, Мостовая, Ключевая и других). 

За железнодорожным полотном по соседству с Высоким полем обживались дома Катюшина поля (названо по прозвищу батрака у землевладельца Моргунова). 

К западу от Высокого поля расположено Рогово поле, получившее своё название по фамилии землевладельца И.В. Рогова. В своё время к нему приходили работать на огороды взрослые и дети за 2-3 копейки в день. А его двухэтажный дом занимало правление Озёрского райпо.

Улицы Рогова поля сохраняют в своих названиях мятежный дух текстильщиков. Стачечная, Забастовочная, Митинговая.  

К сожалению, никто не пытается запечатлеть улицы старого города. А ведь в городе есть здания, представляющие как архитектурную, так и историческую ценность. 

Озерчане чтят память Героев Советского Союза, назвав в их честь улицы города: Обухова, Канунникона, Исаева, Сидоренко. 

Анна Доронина, 1989 год

 

Вокзальная улица (ныне Калинина)

В 1894 году в Центральном архиве России появился документ под названием «Отчёт по сооружению ветки Рязано-Казанской линии от станции «Коломна» до села Озёры», подтверждающий в Озёрах железнодорожное сообщение.  

Улица Вокзальная проходила рядом с железнодорожным полотном, построенным от села Озёры до станции «Коломна». У платформы стоял деревянный маленький домик, в котором находился вокзал с комнаткой под названием «Касса», где приобретались билеты на этот вид транспорта. Пассажиры, дожидаясь поезда, находились в небольшом зале ожидания. 

А всё началось с того, что в 1892 году акционерное общество Московско-Рязанской железной дороги переименовалось в Московско-Казанское и поставило перед собой задачу по строительству железной дороги «Рязань-Казань», ветки от Коломны до Озёр и некоторых других пунктов назначения. 

Владельцам озёрских фабрик железная дорога была очень нужна ввиду того, что к этому времени объём выпускаемой продукции был велик. Реализация продукции составляла около 5 млн. р. в год. Нужен был дешёвый наземный транспорт для перевозок грузов больших объёмов, помимо сооружённой узкоколейки — железной дороги, построенной фабрикантами для подвоза дров на отопление озёрских фабрик от Стояньевского лесничества. По этой дороге, протяжённостью в 15 км, от села Озёры до деревни Стояньево ходил маленький паровозик, обеспечивавший функцию по снабжению топливом — дровами.  Узкоколейка после 1917 года была разобрана.  

Кроме того, существовал водный путь по Оке, где на пароходах и баржах шла перевозка сырья, топлива, готовой продукции. 

Однако, в зимнее время, когда река замерзала, работа по поставкам прекращалась надолго. Предприимчивые фабриканты настойчиво ставили вопрос в вышестоящих департаментах и других официальных организациях о сооружении железнодорожной ветки к Озёрам.  

Кроме хозяйственных нужд фабрикантов железная дорога была нужна для перевозки людей из села Озёры в уездный город Коломну. 

Это повлияло на решение акционерного общества Московско-Казанской дороги. В 1891 году начались изыскания с целью выявить расходы и найти средства на их покрытие. Было выявлено, что строительство всей железной дороги будет стоить 36 млн. р., из которых на линию «Рязань-Казань» было выделено 27,7 млн. р., а на ветку «Коломна-Озёры» 991 тыс. р.  

Финансировали строительство крупные банки: Московско-Учётный банк, Московско-Торговый банк, Московско-Купеческий банк и Банкирский Дом Л.С. Полякова. Этот синдикат банкиров выпустил облигации, от реализации которых деньги пошли на строительство указанных объектов.  

Работа по сооружению железнодорожной ветки «Коломна-Озёры» была трудной. Большую часть составляли расходы на укладку рельсов и скреплений, а также денежные выплаты за отчуждение имущества (земли, строений, угодий, укосов) крестьянам сёл Боброво, Бочманово, Прокопово, Салтыково, Озёры, Болотово, Голутвинскому монастырю, купцам Сибакиным, Шапошниковым. Всего 35 физическим и юридическим лицам. 

Строители в основном работали весной, летом и осенью. Местные крестьяне из Коломенского уезда выполняли черновую работу: копали, прокладывали рельсы, делали насыпь. Более сложную работу, требующую умения и профессиональных навыков, поручали специалистам по найму из села Озёры, городов Коломны, Рязани и Москвы. 

А вот инженерно-техническое обеспечение стройки, контроль за правильным проведением путейных работ было возложено на инженеров-путейцев, подготовленных в Петербургском институте инженеров путей сообщения. По оставшимся в архивах документам мы можем судить, насколько работа была тяжёлой и изнурительной.  

У краеведа А.П. Дорониной в статье «Свидетель славных дел», помещённой в 1993 году в газете «Заря», приведены тому примеры. Так уездный санитарный врач А.Н. Хабаров с 1 июля по 1 ноября 1891 года, проверявший условия труда, санитарное состояние проживания и бытовые условия строителей железнодорожной ветки, отметил в своём отчёте, направленном губернатору и в другие департаменты, много серьёзных недостатков. В результате проверки работа и проживание строителей значительно улучшились: Общество Московско-Казанской железной дороги построило холодный барак и переселило в него работающих из полуземлянок, улучшилось питание, водообеспечение, медицинское обслуживание. 

Железнодорожная ветка «Коломна-Озёры» была построена с большим трудом. К её 100-летию в газете «Заря» была помещена статья «Про то, как строилась дорога» Л. Коренева, доцента Петербургского Государственного университета путей сообщения, в которой автор сообщал, что были построены 38,6 км главных магистральных путей, 2,7 км станционных путей, 2,4 км фабричных путей.  

По проекту станция «Озёры» была классифицирована по 3 классу. Пассажирское здание, пассажирская платформа, открытая товарная платформа, закрытая товарная платформа были деревянными. Соорудили водоподъёмное и водоёмное здания с одним баком, жилой дом, две будки для стрелочников и поворотный круг. Кроме того, для пассажирского здания были приобретены шесть деревянных диванов, настенные часы, дубовый ушат, четыре керосиновые лампы, хрустальный графин, два стакана, поднос, жестяная кружка и икона Спасителя. 

Правительственная комиссия освидетельствовала железнодорожную ветку «Коломна-Озёры» 13 августа 1893 года (по старому стилю).  

1 сентября 1893 года с учётом доделок, предъявленных комиссией, она была открыта для населения села Озёры.  

В краеведческих материалах А.П. Дорониной говорится, что строил железнодорожную ветку «Коломна-Озёры» инженер-строитель Н.А. Данилов, житель села Бояркино. Его именем была названа платформа для пассажиров в северной части пути — Даниловская, в народе «Даниловка».  

Тупиковая железная дорога с широкой колеёй от Коломны до станции «Озёры» имела протяжённость 41 км.  

Позднее от станции в двух направлениях к текстильным фабрикам были проложены две железнодорожные ветки протяжённостью по 2 км.  

В тот период времени по железной дороге два раза в неделю возили пассажиров и почту. Чуть позже добавили посылки и багажные грузы.  

По своему природному остроумию озерчане прозвали поезд «кукушкой», так как его пронзительный гудок был слышен далеко, особенно когда поезд ехал по лесу, словно как куковал, перемещаясь с места на место.  

Затем начали звать «Зойкой», так как его тащил маломощный локомотив серии «3», но была и другая версия: красавица Зоя Поликарповна, ежедневный пассажир поезда, работавшая в одной из контор уездного города Коломны, влюблённая в машиниста поезда.  

Позднее поезд прозвали «Качурой». А уж вот тут было несколько версий этому прозвищу: «Качает в вагоне», «Кочует от одного населённого пункта к другому» и даже «Кабы не окочуриться», вероятно, зимой от холода во время езды.  

От села Озёры он курсировал до Голутвина, иногда до станции «Карасёво». 

Затем от железнодорожной станции «Озёры» стали ходить товарные поезда, гружёные лесом, топливом, сырьём, готовой продукцией. Так была одержана ещё одна победа озерчан по благоустройству села, внедрению современных и необходимых средств транспорта для населения и текстильных фабрик.  

После окончания строительства основного железнодорожного пути «Коломна-Озёры» началось строительство подъездных путей к фабрикам. Проект сооружения утверждался министром путей сообщения: подъездной путь к фабрике «Товарищество Мануфактур Фёдора Щербакова Сыновей» — в июне 1893 года, к фабрике «Товарищество Мануфактур И. и М. Василия Моргунова Сыновей» — в 1894 году. Они были осуществлены, значительно облегчив работу на фабриках по снабжению и сбыту. 

Светлана Шибанова, 2015 год

Озёры

Озёры

Озёры

Озёры

Озёры

Озёры

Озёры

vshature